Перебои с доставкой грузов
Прекращения пропуска грузовиков по книжкам МДП через переход в Торфяновке на финско-российской границе не ожидала не только финская таможня, но и российские грузоперевозчики. По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Александра Дюцюка, Федеральная таможенная служба (ФТС) никого заблаговременно не предупредила - объявление появилось на сайте ФТС только днем 18 марта
Прекращения пропуска грузовиков по книжкам МДП через переход в Торфяновке на финско-российской границе не ожидала не только финская таможня, но и российские грузоперевозчики. По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Александра Дюцюка, Федеральная таможенная служба (ФТС) никого заблаговременно не предупредила - объявление появилось на сайте ФТС только днем 18 марта
«Перевозки TIR закрываются только на самом крупном пункте пропуска - в Торфяновке. В Брусничном и Светогорске они пока остаются и все грузовики ринутся туда, - говорит Дацюк. - Но эти пункты очень маленькие, поэтому там образуются чудовищные многодневные очереди».
Быстро переделать документы перевозчики не смогут - водители грузовиков, находящихся в рейсе, не имеют соответствующих полномочий, да и процедура переоформления весьма громоздка и длительна. Результатом этого «эксперимента», как указано на сайте ФТС, станет, по словам Дюцюка, серьезная задержка с доставкой грузов и увеличение издержек транспортных компаний, и без того работающих на грани рентабельности. «Такой стиль госрегулирования, когда правила игры меняются внезапно, наносит большой вред предпринимательскому климату в России, - возмущается глава АСМАП в СЗФО. - О каком развитии бизнеса в такой ситуации можно говорить, тем более в условиях нынешнего экономического кризиса?».
Российско-финская граница до сих пор была единственной, где еще оставался пропуск грузов по системе TIR. На всех остальных российских таможнях ФТС такой упрощенный пропуск уже прекратила и международным перевозчикам приходится оформлять два набора документов - TIR для проезда по всей Европе и специальный комплект для пересечения российской границы. Результатом стало, как утверждает Дацюк, увеличение организационных, временных и финансовых затрат перевозчиков, что неизбежно привело к росту транспортных издержек для грузовладельцев. Эти издержки, разумеется, приводят к увеличению стоимости товаров.
В то же время, отмечает руководитель АСМАП по СЗФО, несмотря на единые, формально, правила Таможенного Союза, Белоруссия от TIR-конвенции не отказалась и пропускает через свою границу с Евросоюзом российские грузовики по книжкам МДП. Таможенных постов на российско-белорусской границе, как известно, нет, так что грузовики спокойно едут из Белоруссии в Россию, имея только книжки МДП. Правда, грузовики, которые раньше из соображений логистической целесообразности въезжали в Россию через псковские таможни, теперь вынуждены делать большой крюк через Белоруссию.
Запрет перевозок TIR через финскую границу, который, как считает Дацюк, неизбежно будет введен на всех пунктах пропуска, будет иметь одно положительное следствие - по мнению экспертов рынка портовых услуг, он создаст конкурентное преимущество российским портам Финского залива перед финскими портами. Впрочем, это преимущество не станет решающим, пока качество стивидорных услуг в российских портах остается на нынешнем уровне.
РБК
Назад