Износ дорожного полотна
Теперь платить за износ дорожного полотна будут те, кто причиняет ему максимальный ущерб,– 12-тонники. В Росавтодоре надеются, что сборы за пользование федеральными автотрассами обеспечат прирост ВВП до 69 млрд руб. Пока власти подсчитывают будущую прибыль, участники рынка логистических услуг предупреждают: дорожные сборы отразятся не только на перевозчиках, но и на конечном потребителе
Теперь платить за износ дорожного полотна будут те, кто причиняет ему максимальный ущерб,– 12-тонники. В Росавтодоре надеются, что сборы за пользование федеральными автотрассами обеспечат прирост ВВП до 69 млрд руб. Пока власти подсчитывают будущую прибыль, участники рынка логистических услуг предупреждают: дорожные сборы отразятся не только на перевозчиках, но и на конечном потребителе
Через год грузовики с разрешенной массой более 12 тонн будут платить за проезд по федеральным дорогам 3,7 руб. за каждый километр. «Деньги, полученные от владельцев транспортных средств, будут направляться в Федеральный дорожный фонд, который является основным инструментом финансирования в том числе ремонта и содержания дорог»,– заявили в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор)
Соответствующую систему планируется создать к 15 ноября 2015 года. Она будет включать мобильный контроль (не менее 100 специальных автомобилей будут курсировать по трассам) и стационарный: не менее 480 рамных конструкций установят на самих дорогах. Нарушителей будут автоматически фиксировать с помощью видео и фото.
Отвечать за эксплуатацию дорог будет ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», учредителем которого являются ГК «Ростех» и ООО «РТ-Инвест», в рамках государственно-частного партнерства. Компания уже подписала концессионное соглашение на 13 лет с Росавтодором. «За данный период концессионер полностью обеспечит создание за свой счет и эксплуатацию системы взимания платы, в том числе автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн в режиме реального времени»,– подчеркнули в ведомстве.
Система взимания платы (СВП) охватит 50 774 км федеральных автотрасс. В Росавтодоре рассчитывают, что реализация проекта даст существенный прирост ВВП: от 41 млрд руб. в 2016 году до 69 млрд руб. в 2025 году. Увеличение налоговых поступлений без учета платы за проезд составит от 13 млрд руб. в 2015 году до 19 млрд руб. в 2025 году. Таким образом, дополнительные поступления в федеральный дорожный фонд составят до 50 млрд руб. в год, говорят в ведомстве.
В основе реализуемого проекта СВП лежит принцип «потребитель платит за износ дорожного полотна», уже давно принятый во всем мире. При разработке СВП Росавтодор исходил из исследования, сделанного по заказу Министерства транспорта в 2010-2011 годах,– научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) по теме «Научное обоснование технических и технологических решений системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн и ее опытное внедрение». Как выяснили эксперты, доля 12-тонников в общем транспортном потоке составляет в среднем 17% – именно на них ложится больше половины ущерба, наносимого автодорогам транспортом,– 56%. По данным НИОКР, один 12-тонник по отрицательному эффекту для дорожного полотна равен 90 тыс. легковых автомобилей. В рублевом выражении сумма ущерба – 3,5 руб. на один приведенный километр.
Взимание платы с грузовиков пойдет не столько на развитие федеральных трасс, сколько на компенсацию наносимого вреда. При этом количество 12-тонников ежегодно увеличивается на 4%. В то время как темпы развития дорожной сети РФ в три раза отстают от роста автопарка, что и приводит к перегрузке дорог автотранспортом.
С точки зрения участников рынка логистических услуг внедрение международного опыта на российской почве оправданно. «Безусловно, крупнотоннажный транспорт наносит ущерб дорожному полотну и нововведение улучшит ситуацию»,– убежден Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic. Он напоминает, что особенно актуальна проблема в период весенней распутицы – например, в Татарстане, где хорошее состояние трасс, принимают специальные меры для сохранения дорожного полотна. Там вводят дополнительные ограничения до 3-4 тонн на ось весной, чтобы снизить нагрузку на шоссе.
В то же время директор департамента «Молком» Тимур Ратников напоминает: речь идет не о 12-тонниках, а о транспортных средствах с разрешенной максимальной массой более 12 тонн. «Разрешенная максимальная масса – это масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. Таким образом, фактически плата за проезд будет взиматься со всех транспортных средств грузоподъемностью более 9-10 тонн (в зависимости от конструктивных особенностей)»,– подчеркивает эксперт.
И хотя оценить эффективность новой системы можно будет только после учета пройденных километров ТС по сети федеральных дорог, некоторые последствия можно прогнозировать уже сейчас.
Последствия для рынка
Среди плюсов – дополнительные средства, которые пойдут на развитие сети федеральных дорог и их ремонт. Среди минусов – увеличение нагрузки на второстепенные дороги: те, кто не захочет платить, будут объезжать федеральные трассы по местным и региональным шоссе. Кроме того, нововведение приведет к росту себестоимости перевозок, который, в свою очередь, закончится увеличением цен для клиентов транспортных компаний. «Инициатива Росавтодора, скорее всего, ударит по собственникам транспортных компаний и представителям логистического бизнеса, став дополнительной финансовой нагрузкой, которая будет увеличивать стоимость обслуживания грузовика»,– убежден Юрий Зорин, исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс». Так, по подсчетам Тимура Ратникова, при среднерыночной стоимости 1 км пробега крупнотоннажного транспорта на кругорейс 30-35 руб., введение платы 3,7 руб. за 1 км даст рост тарифов на перевозки автотранспортом на 10-12%. Однако вряд ли платные трассы приведут к переоборудованию парка логистических компаний в пользу малотоннажных транспортных средств. «Даже после увеличения тарифов в ноябре 2015 года на 10-12% перевозка 20 тонн груза одним транспортным средством будет обходиться дешевле, чем перевозка этого же груза на двух-трех транспортных средствах с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн (это «правило» работает на расстоянии перевозки более 500 км)», – подчеркивает Тимур Ратников.
«Реализация этого решения правительства РФ станет своего рода катализатором, который вызовет рост цен на товары и услуги,– считает Сергей Власов, начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России.– Перевозчики включат в свои тарифы дополнительные затраты на оплату проезда большегрузных транспортных средств по дорогам федерального значения, соответственно, их клиенты включат эти дополнительные затраты в стоимость своих услуг». В свою очередь, производители будут закладывать дополнительные издержки на транспортировку в себестоимость товаров. В итоге платить за дополнительные издержки будет конечный потребитель, убежден эксперт.
В то же время новые условия работы сделают рынок логистических услуг прозрачнее, уверены его участники. Если контроль за соблюдением новых правил будет жестким, «серые» перевозчики будут вынуждены уйти, что улучшит качество оказываемых услуг в целом.
По мнению экспертов, дорожный сбор для тяжеловозов приведет не только к увеличению издержек транспортных компаний, но и к переориентации спроса. Бесплатный проезд по автотрассам на фоне платы за пользование железнодорожной инфраструктурой ставил автоперевозки в выигрышное положение. «Различные подходы к финансированию железнодорожной и автодорожной инфраструктур искажали конкуренцию в пользу автотранспорта, который освобожден от каких бы то ни было сборов за провоз грузов по общей сети федеральных дорог»,– подчеркивает Айвар Тауриньш, региональный директор Stena Line по России, СНГ и Прибалтике.
Коммерсант
Назад